Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста в сегодняшнем мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, прежде всего, с высокой динамикой современной жизни и интенсивностью поступления информации из различных источников. Наряду с этим, растет число детей, потерявших интерес к учебе, имеющих сниженный интеллектуальный уровень, совершающих массовые ошибки при выполнении учебных заданий, причинами которых часто становятся несформированность способности к концентрации и устойчивости внимания, неумение распределять и переключать внимание.
Требования к результатам образовательной деятельности младших школьников, которые отображены во ФГОС НОО и направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, указывают, что для успешного их освоения у обучающихся нужно развивать определенные способности, такие как мышление, память, внимание и другие. Внимание – это базовая психическая функция личности, одно из главных условий успешной учебной деятельности. В то же время, именно в процессе учебной деятельности оно и развивается.
В последнее время стали все более актуальны проблемы развития внимания, а также проведения коррекционной работы с теми детьми, которые имеют различные нарушения внимания.
Внимание — это концентрация на объекте, субъекте или процессе. Избирательное внимание, то есть внимание к одному объекту, приводит к одновременному невниманию к другому объекту, когда один объект выбирается среди большого количества других объектов. Само внимание не может быть описано как особый когнитивный процесс. Внимание присуще всем когнитивным процессам, включая восприятие, мышление и память. Оно функционирует как способность организовывать процессы.
Поэтому внимание занимает особое место в системе психических процессов. Это связано с тем, что внимание включено во все другие психические процессы, является необходимым элементом этих процессов, не может быть отделено от них и не может быть изучено изолированно в "чистом" виде. Например, с феноменом внимания впервые столкнулись при рассмотрении динамики когнитивных процессов и специфики различных психических состояний человека. Неизменно кажется, что "субстанция" внимания исчезает, как только делается попытка отделить его от всех других элементов психических явлений.
Природа свойств внимания подробно раскрыта в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и других. Различным аспектам процесса развития внимания учащихся начальной школы посвящены труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.П. Зубова, С.Л. Кабыльницкая, Т.К. Комарова, В.А. Крутецкий, Т.М. Матюлина и других.
Однако нельзя не видеть особенностей внимания, которые пронизывают все другие психические явления, в которых проявляется внимание, и которые не могут быть сведены к различным моментам деятельности, в которые вовлечен человек. Эти особенности касаются наличия в них определенных динамических, наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как количество, концентрация, конвертируемость и многих других, которые не имеют прямого отношения к таким когнитивным процессам, как ощущение, восприятие, память и мышление.
С проблемой развития внимания, которая считается одной из наиболее сложных и важных проблем в педагогике и психологии, в ее практическом аспекте приходится регулярно сталкиваться любому современному педагогу. У младших школьников трудности в обучении в основном связаны с неумением или с неспособностью сосредоточиться на воспринимаемой информации и выполняемом задании.
Исходя из вышеизложенного возникает противоречие между потребностью общества в формировании произвольного внимания у детей начальной школы и недостатком разработанного методического обеспечения.
Однако особенности внимания и его развитие у младших школьников недостаточно изучены.
Нами обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного развития внимания младших школьников.
Таким образом, значимость данного вопроса определяют актуальность проблемы.
Цель исследования – изучение психолого-педагогических условий развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста
Объект исследования – произвольное внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста
Гипотеза: коррекционно - развивающая программа по развитию произвольного внимания будет эффективной если будут учтены такие условия как поэтапное развитие свойств произвольного внимания, таких как переключение, объем, концентрация, устойчивость произвольного внимания.
Задачи:
1. Раскрыть понятие внимание в психолого – педагогической литературе
2. Рассмотреть виды внимания
3. Анализ особенности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
4 Провести практическое исследование развития уровня произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
5. Разработать психолого – педагогическую программу по развитию произвольного внимания младших школьников
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого педагогической литературы;
практические: диагностика, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения теории, посвященной развитию внимания (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин);
- основные общепсихологические подходы к исследованию воображения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Г.С. Костюк, К.Д. Ушинский и др.).
База исследования:
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие внимание в психолого-педагогической литературе
Внимание - важный психический процесс. Оно является необходимым условием для эффективного выполнения детьми любой деятельности. Продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение целей.
По мнению Т. Рибо, внимание всегда связано с эмоциями и вызвано ими. Он подчеркивал тесную связь между эмоциями и волевым вниманием [Рибо, 2018].
Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин в своей работе выделяет внимание как особый вид психической деятельности, который выражается в поддержании и выделении тех или иных процессов этой деятельности [Добрынин, 2018].
С.Л. Рубинштейн утверждает, что внимание — это избирательное сосредоточение и концентрация на определенном объекте, глубокая познавательная деятельность, направленная на объект [Рубинштейн, 2019].
Л.С. Выготский [Выготский, 2021]. и Л.Н. Леонтьев [Леонтьев2019]. подчеркивали значение речи для внимания, так как речь определяет объект, на котором нужно сосредоточить внимание. Выготский проследил историю развития внимания. Он писал, что история внимания - это история развития его поведенческой организации и что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать вне личности, а не внутри ребенка
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, автоматическое и согласованное управление действием. Обучение вниманию является функцией контроля [Гальперин, 2018].
П.Я. Гальперин указывает, что внимание необходимо рассматривать в связи с другими психическими процессами, а именно мышлением, воображением, памятью и восприятием. По его словам, работу внимания нельзя рассматривать в чистом виде и в отрыве от любого психического процесса, поскольку она не имеет собственного конкретного продукта. Это происходит потому, что у внимания нет собственного конкретного продукта. Всякая интенсификация деятельности является его следствием, случайным продуктом [Гальперин, 2018].
Основные подходы к изучению внимания выделил Н.Н. Ланге [Ланге, 2020].:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Движение приспосабливает органы чувств к условиям лучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. К определению внимания существуют различные подходы.
Внимание — это психологический феномен. До сих пор точка зрения психологов не ясна.
С одной стороны, внимание — это отдельный психологический феномен. С другой стороны, утверждается, что внимание — это отдельный психологический феномен и не может рассматриваться как таковой. Также нет единого мнения о том, к какой категории психологических явлений относится внимание. Некоторые ученые считают, что внимание — это когнитивный психический процесс.
Другие утверждают, что внимание напрямую связано с волевым усилием и активностью человека. Они ссылаются на то, что вся деятельность человека неотделима от внимания и что само внимание требует приложения определенных волевых усилий. Внимание во все времена обеспечивает ясность сознания, понятность и осознание смысла психической деятельности А.Г. Маклаков объясняет, что психические процессы внимания связаны с определенными физиологическими явлениями. Физиологической основой возникновения отдельных раздражителей и процесса движения в одном направлении является возбуждение одного нервного центра и торможение другого [Маклаков, 2020].
П.Я. Гальперин предлагает следующее объяснение понятия "внимание". 'Внимание — это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание — это психическое действие, направленное на содержание мыслей, образов и других явлений в психике человека в определенный момент времени. Каждое действие человека имеет направленный, выполняемый и контролируемый компонент. -В отличие от действий, направленных на производство конкретного продукта, действия контроля и внимания не имеют отдельных особых последствий. -В случае внимания как деятельности умственного контроля все конкретные акты внимания, вольные или невольные, являются результатом формирования новых умственных действий [Гальперин, 2018].
Изменения внимания выражаются в изменении переживания ясности и отчетливости содержания объекта как деятельности человека. Внимание определяет субъективное отношение человека к объекту. Оно является психологической характеристикой личности. Благодаря этому происходит изменение отношения к объекту, которое выражается вниманием - его осознанием. Тот или иной объект, являющийся причиной внимания, проявляет свои качества и характеристики по отношению к субъекту.
Внимание объясняет успешную ориентацию субъекта во внешнем мире и обеспечивает более четкое и полное отражение его в психике. Объект внимания находится в центре сознания, все остальное воспринимается, однозначно и слабо, но направление внимания может меняться. Все люди обладают различными видами внимания, каждый из которых играет особую роль и необходим в жизни.
Естественное внимание — это внимание, которым человек наделен от рождения, которое активизируется в раннем возрасте и постепенно усиливается по мере созревания мозга. Естественное внимание не зависит от опыта, обучения или воспитания, которые человек приобретает в течение своей жизни. Социально обусловленным вниманием называют внимание, которое человек совершенствует и приобретает в течение жизни [Немов, 2015].
Непроизвольное внимание — это внимание, которое включается и выключается автоматически, от одного объекта к другому без участия воли человека. Это вид внимания, который не может произвольно контролироваться человеком.
Произвольное – это внимание, которое регулируется волей человека и находится под его сознательным контролем. Оно требует усилий и сознательного решения со стороны человека для поддержания внимания к объекту. Прямое внимание — это внимание, которое поддерживается и притягивается к объекту, на который оно направлено.
Опосредованное внимание — это внимание, которое регулируется различными дополнительными средствами, не данными человеку от природы. К средствам регуляции внимания относятся специальные знаки, слова, направляющие внимание, например, стрелки, указывающие в определенном направлении, жесты и т.д.
Внешнее внимание направлено на окружающие ребенка предметы, явления и поведение людей.
Внутреннее внимание направлено на собственный опыт и идеи учеников. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и модальность — все это атрибуты внимания. Атрибуты внимания, которые, как было показано, сохраняют постоянный уровень в течение достаточно длительного периода времени, называются стабильностью. Внимание человека стабильно, если он сохраняет свою работоспособность в течение длительного времени и не совершает ошибок.
Концентрация — это свойство, которое позволяет человеку удерживать внимание на одном объекте одновременно, отвлекаясь от всего остального, что воспринимается в данный момент. Отвлечение — это свойство, которое позволяет человеку удерживать внимание на более чем одном объекте одновременно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батенева А. И., Горбушина А. В. Особенности произвольного внимания младших школьников. – 2022.
2. Батурина Э. Р., Субботина К. С. Развитие произвольного внимания у младших школьников //актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований. – 2023. – С. 726-729.
3. Бороненкова Л. С., Антанюк А. М. Развитие уровня произвольного внимания у младших школьников третьего класса посредством проведения интеллектуальных игр на уроках окружающего мира //формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях. – 2022. – С. 52.
4. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание. - М., 2017. - 124с.
5. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания.-М.:Изд. БАО-Пресс, 2016.- 198с.
6. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
7. Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2018.- 173с.
8. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. М.: Академия, – 2017.-196с.
9. Карташева П. И. Развитие произвольного внимания младших школьников игровыми методами //Рекомендовано к печати Ученым советом института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ Ответственный редактор: АИ Савенков. – 2021. – С. 83.
10. Ковина М. В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2020. – №. VI. – С. 74-80.
11. Кожемякина Е. Д., Климченко И. В. Развитие произвольного внимания младших школьников во внеурочной деятельности с помощью метода проектов //Наука в жизни человека. – 2022. – №. 1. – С. 55-62.
12. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. - Гродно, 2019. - 124с.
13. Лебедева Ю. М., Евтешина Н. В. Описание эффективности программы психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников на уроках //Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – 2022. – С. 203-206.
14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд-е 9. М.: URSS, 2019- 156с.
15. Михалева А.А. Педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников / А.А.Михалева // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. – Екатеринбург : НИЦ «Л-Журнал», 2019. – С. 51-54.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2015. - 394с.
17. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 2019.-234с.
18. Орлова В. А., Ри Ш. Х. Психогимнастика как средство развития произвольного внимания у младших школьников //Шамовские чтения. – 2023. – С. 731-736.
19. Стяжкина А. А. Развитие произвольного внимания младших школьников посредством дидактических игр с использованием интерактивной доски //ББК 74.04 п. я431 П24. – 2022. – С. 304.
20. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников. – 2020.
21. Тимохина Е. А., Перышкова С. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения младших школьников //Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – №. 2.
22. Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения //Избр. пед. соч. – 2018. – С. 155.
23. Царева Н. В. Произвольное внимание младших школьников: особенности и проблемы развития //Инновации. Наука. Образование. – 2021. – №. 25. – С. 1411-1415.
24. Шевченко О. А. Психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в условиях образовательной деятельности //apni. ru Редакционная коллегия. – 2022. – С. 77.
25. Шевченко О. А. Диагностика развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста //apni. ru Редакционная коллегия. – 2022. – С. 86.
26. Щебетун П. А., Худоногова А. А., Лаевская Е. А. Психодиагностическое исследование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста //Редакционная коллегия: д-р пед. наук Сергеева МГ (отв. ред.) канд. психол. наук Басалаева НВ, ст. преподаватель Казакова ТВ, ст. преподаватель Левшунова ЖА. – 2020. – С. 80.
27. Эльконин Д.Б., Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 384 с.